ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННЫХ СТАРООБРЯДЦЕВ

«Пожалуйста, не уезжай!» - уговаривают племянники Елену Сергеевну Данилко, когда она отправляется в очередную экспедицию. А стоит ей вернуться, начинают расспрашивать: чем же занимаются в поле?
 - Я отвечаю, что мы разговариваем с людьми, узнаем, как они живут... А они мне: «Понятно, то есть вы там совсем не работаете!»
 
На очередной лекторий к нам приехала доктор исторических наук и старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН. Интересно, что изначально Елена Сергеевна собиралась рассказать про визуальную антропологию. Но небольшая вводная часть про предмет ее исследования - старообрядцев - превратилась в полноценную лекцию, чему все были очень даже рады)
 
Действительно, слушая о том, как живут современные старообрядческие общины, ты попадаешь в другой мир, который сочетает в себе архаичность и очень специфические способы сосуществования со всем новым. 
 
Например, нежелательно есть помидоры и картошку, пить чай (вместо него заваривают «бадан» - травяную смесь), принимать лекарства, пользоваться гаджетами и тем более сидеть в соцсетях. В храмах нет электричества, для освещения используют свечи. А для записи служебных песнопений до сих пор пользуются «крюками» - своеобразной заменой нотной записи. 
 
Что же делать, если запрет был нарушен? Тем более, что для некоторых старообрядцев технологии жизненно необходимы: например, старообрядцы-охотники не могут обходиться без раций. 
 
В случае серьезного нарушения накладывается епитимья, в случае более мягких провинностей нарушение можно отмолить.
- Некоторые бабушки вежливо отказывались от привезенных подарков: «Мы сейчас их, конечно, примем, но потом отмаливать долго будем...»
 
Но иногда можно и схитрить: например, телевизор смотреть нельзя, а через зеркало - можно!
 
Тем не менее, современные занятия и даже ведение бизнеса староверам не чужды: среди них много фермеров и предпринимателей. Дети ходят в школу, молодые люди служат в армии, да и любые ограничения зависят от конкретных правил в конкретной общине. 
 
Можно ли назвать старообрядчество мировой религией? Смотря по каким критериям. Например, Романовка - старообрядческая деревня в Китае, а еще старообрядцы есть в Австралии, Пакистане и Уганде! Жизнь некоторых из них уже детально изучена, быт остальных только предстоит изучить.
 
Но чего стоит придерживаться этнологу, исследующему религиозные общины? Елена Сергеевна назвала три главных правила:
- Быть хорошо подготовленным: точно знать, куда и к кому едешь, какие правила нужно соблюдать
- Помнить про «чужой монастырь»: если что-то нужно узнать, а постороннему доступ закрыт, то или принять это, или завоевать доверие, но не добиваться обманом
 - Быть этичным
 
И тогда исследователю откроются самые загадочные миры... Даже интересно, станет ли кто-нибудь из слушателей нашего лектория этнологом)
 
Анастасия Осипова, учитель истории

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Наверх