СТРАТЫ: КАК ЭТО РАБОТАЕТ?

- Мне не кажется, что во втором страте проще! Пока первый «чилит», мы «пашем»...
- Надо ведь вас чему-то научить!
Смеются и расходятся по своим урокам.
Сегодня поговорим о старших классах. Вот учитесь вы в школе. Долго учитесь, целых одиннадцать лет. И в какой-то момент понимаете, что биология - это любовь всей вашей жизни. Или география. На остальные предметы как-то сразу меньше хочется ходить, а по выбранному предмету хочется делать гораздо больше.
Или не так. По всем предметам хочется делать больше. Ну или не хватает времени на подготовку к выбранному экзамену - какие законы Ньютона, если в голове реформы Екатерины Великой? А иногда нужно снизить темпы и проработать как следует хотя бы основное. Что делать?
Начиная с восьмого класса ребята делятся не по классам, а по стратам. Страты бывают «сильные» (первые) и «слабые» (вторые) - такое разделение идет по каждому предмету. Основные направления (или блоки) - гуманитарное, техническое и естественнонаучное, хотя эта граница весьма условна. Каждый ученик может выбрать свою траекторию обучения или попробовать несколько вариантов. Переход из страта в страт возможен по результатам четверти.
Как это работает? По стратам ребята начинают учиться с восьмого класса, оставаясь по спискам только на русский и математику. С девятого класса разделение идет по всем предметам. Десятые и одиннадцатые больше ориентированы на сдачу ЕГЭ и выбирают сильные страты по своему профилю. Но бывают и исключения:
- У меня по русскому все хорошо, но во второй страт перешёл из-за учителя, хочу с ним работать.
- Такая же ситуация! По литературе пошел во второй страт из-за преподавателя.
- А я в первый так перешла!
Предстоящие экзамены зачастую определяют выбор страта, с этим же связана и нагрузка. Отличается ли программа у сильных и слабых стратов? Отвечают учителя:
- У нас, как мне кажется, разница в темпе: слабому страту я закладываю больше времени на прохождение того же материала. А с сильным освобождается время на разбор дополнительных произведений - например, читаем Ломоносова или Державина. Обычно их не успевают разобрать (Алексей Александрович, учитель литературы)
- Дополнительная нагрузка в первом страте у одиннадцатого класса невозможна - и так слишком много всего.. Но у девятых и десятых она есть (Анастасия Юрьевна, учительница литературы и русского языка)
- У меня дополнительной нагрузки для первых стратов нет, разве что предлагаю доп. задания для проработки материала. Для второго страта ниже требования, слабее контроль. А так все задания одинаковые (Дмитрий Андреевич, учитель биологии и химии)
У некоторых учеников другой взгляд на ситуацию:
- Первый страт, как мне кажется, по русскому делает гораздо меньше, но целиком, пока второй гоняют по грамматике (Настя, 10-й класс)
- У второго страта учеба сложнее, многие в него идут, чтобы «подтянуть» предмет (Ярослав, 10-й класс)
Правда, главным плюсом системы стратов почти все ученики назвали логичное распределение нагрузки. Одиннадцатый класс в качестве плюса отмечает «меньший объем ненужной работы»:
- Не то что мы «халявим», просто учителя понимают нашу ситуацию и не нагружают сверх меры. Они знают, какой объем лучше давать, а нам легче планировать свое время (Артем, 11-й класс)
- Я бы еще отметил то, что в сильном страте ученики находятся на одном уровне и продуктивность работы выше (Женя, 10-й класс)
Учителя во многом согласны с учениками. Причем это касается не только упрощения программы, но и ее усложнения:
- Десятому классу (первому страту) я задаю письменные работы с условием, что они будут проверять друг друга сами. В итоге они оценивают даже строже, чем я! Интересно получается! (Александр Рудольфович, учитель истории)
Разумеется, в системе есть и недостатки. И ученики, и учителя отмечают, что существует нелогичное распределение блоков. Некоторые (например, идущие вместе сильные физика, геометрия и алгебра) вызывают недоумение у ребят. Правда, недовольство скорее вызвано расхождением интереса с расписанием :
- Мне сильная физика не нужна, она мне сложно дается. А геометрию обожаю!
У учителей другой взгляд на создавшиеся сложности. В частности, проблему распределения полностью удалось решить только на тех предметах, где разные уровни сложности ведут разные учителя (как получилось, например, с литературой). В остальных случаях более крупные блоки могут мешать продуктивности:
- Я считаю, что литература и история должны идти в одном блоке, а обществознание - отдельно. Многие сдают только его, но автоматически попадают в сильные страты по другим предметам (Анастасия Юрьевна)
У Александра Рудольфовича противоположная позиция:
- История и обществознание гораздо больше связаны между собой, литературу же лучше вынести в отдельный блок.
Возможно ли изменить сложившуюся ситуацию? Ученики предлагают свои варианты:
- Уроки лучше делать спаренными, тогда мы сможем больше успевать и не путаться, где и на каком страте какая нагрузка (Настя, 10-й класс)
- Программы у стратов должны быть разными. Чтобы перед выбором страта мы понимали, на что идем. Также стоит лучше продумать блоки - обсудить, какие «комплекты» предметов кажутся наиболее нелогичными, и как-то развести их (Полина, Андрей и Маруся, 11-й класс)
Как родители относятся к этой системе? Оказалось, что на выбор второго страта многие смотрят скептически:
- Мне папа сказал переходить в сильный страт по математике. Я могу, но зачем?
- Да, у родителей есть стереотип, что первый страт - это круто, а я пытаюсь объяснить, что дело не в этом! (Артем и Петя, 9-й класс)
Таким образом, страты позволяют ученику выбрать собственную траекторию обучения, которую он может менять в зависимости от предпочтений с 8-го по 11-й класс. Разве не здорово?

Анастасия Михайловна, учитель истории

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.