ТРИ ОТТЕНКА ДИСЦИПЛИНЫ

«Артур, на доске кра-а-асный, ну тихо!» - это не учительская ремарка, а замечание одноклассника. Три цвета на доске - три режима работы:
Зеленый - работа в парах или группах с обсуждением.
Жёлтый - тихая самостоятельная работа.
Красный - один выступает, все слушают.
Со старшими ребятами (7 класс +) сложнее, взрослые стали, на цветные карточки и плюсики не ведутся. Однако правило трех режимов действует: обсуждение, самостоятельная проработка, ответ.
Причем здесь дисциплина? «В Ковчеге с ней (дисциплиной) плохо», «я сторонник кнута и пряника, сложно мне у вас» (говорит папа одного взбалмошного мальчика). Признаемся: это действительно сложно. Сложно сделать так, чтобы школьное «спинку ровно, ручки на парту, отвечаем по-одному» перестало быть маркером школьной успеваемости для родителей и даже учителей.
Главная задача урока - включить ребёнка в работу, и дисциплина - не цель, а средство для поддержания рабочей обстановки. Но ученики разные, и не у всех получается вытерпеть даже зеленый цвет, не ткнув соседа. Что тогда делать?
Правило двух замечаний. Первое - устное, этакий «звоночек» от учителя. Второе замечание равноценно отсутствию на уроке. «Родителей в школу!» - фраза страшная, но редкая. Иногда необходимая для решения проблемы.
Получается, что все просто: три режима работы , а если что-то не так, то правило двух замечаний. Несложно, но строго. Задача учителя здесь - следить за обстановкой, направлять процесс работы, задавать проблемные вопросы.
Два типа учеников приходят в лицей: запуганные «школьной» дисциплиной или вообще без представления о каком-либо порядке. Первых пытаемся «растрясти», вторых - немного угомонить и «приручить» к работе. Втягиваются быстро и те, и те - ничего сложного!
В этом кроется еще одна разница между дисциплиной «школьной» и лицейской: соблюдать формальности детям всегда сложнее. На вопрос школьника (любого возраста) «зачем?» ответ «потому что так надо» вызовет еще один логичный вопрос «почему?» Дисциплина в Ковчеге - не самая строгая, но справедливая и, что важно, понятная самим ученикам.
В случае проблем разговариваем с родителями, но не сразу. Замечания раз, два, учитель фиксирует их и передает куратору, только потом зовем мам и пап. Плохое поведение как протест против школьной системы? Но если ее нет, системы этой? Нужно говорить об уважении, о причинах конфликта - все та же конкретность без формальностей.
Формальности - это вообще не про Ковчег! Кто сказал, что парты должны стоять рядами, стены должны быть завешаны правилами, а ученики должны отвечать в алфавитном порядке? Вот именно, никто. Но этот «никто» прочно засел в головах нескольких поколений. Что ж... исправляем ситуацию!

Анастасия Михайловна, учитель истории

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.