ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

- Какой известный грек разбил персов?
- Цезарь!
- Он не грек!
- Он - салат!
А теперь серьёзно. Вопрос про грека - вопрос категории «а»: назовите число / имя / фамилию. И ответ обычно есть в учебнике. Школьный материал вообще богат на определённую точность: от издания к изданию повторяются даты и события, информации не становится больше или меньше. Таким образом, учебные пособия представляют как бы основу знания. Любопытный ученик сам прочитает, ленивому учитель в помощь. Так и живут.
Но есть и другие вопросы: подумайте / обсудите / как вы считаете? Нужно задавать правильные вопросы. Проблемные, неудобные. На них не может быть однозначного ответа, над ними нужно подумать. А думать можно поодиночке или в парах, потом обсуждаем. Такие вопросы относятся в основном к гуманитарным предметам: истории, обществознанию. Критичность мышления - полезная штука!
Школа меняется... или не меняется? «Вся информация есть в интернете». Значит, надо учить ей пользоваться. Все верно, в интернете есть информация для ответа на вопросы «Что? Где? Когда?» - чем не учебник? А если что-то посложнее? Откуда взялось, почему так? Без подготовки на просторы сети страшно отпускать!
Пятые классы смотрят фильм про Персидскую империю. Вопрос в конце просмотра: что думаете? Первая реакция - хороший фильм, спасибо, ура. Но потом...
- Мосты через проливы были из деревянных лодок. Так почему греки их просто не подожгли?!
- Это создателям фильма персы нравятся! «Самая большая империя» - но как же тогда Британская?
- А мне даты не понравились! Зачем годы жизни писать на весь экран? Я запуталась, когда Кир правил или жил...
Неплохо для пятого класса!
Применимо ли сослагательное наклонение к изучению истории? Об этом задумываются взрослые, а дети сразу спрашивают: а что, если бы... Это тоже обсуждаем:
- Почему противостояние в русском обществе переросло в гражданскую войну? Началась бы Смута, не будь бедствий 1601-1603 гг.?
- Как эволюционировала царская власть в период Смуты, и почему Смута завершилась восстановлением самодержавия? Был ли возможен иной исход?
Обсуждаем по группам, делимся на команды «за» и «против», спорим и аргументируем, рассказываем друг другу (ведь, как известно, нужно начать преподавать предмет, чтобы его как следует изучить). И составляем вопросы сами. Уметь задать правильный вопрос - задача не из простых! Но ребята отлично справляются.
Если младших школьников попросить составить вопросы к материалу и разделить их по уровню сложности (простые, средние, трудные), то в трудные они сразу запишут редкие факты - такие, которые остальные могли не заметить. Трудный вопрос тот, на котором одноклассник «споткнется». Берут хитростью. Старшие подходят творчески. К трудным вопросам относится всё, где нужно рассуждать. Хороший вопрос труден даже для его автора.
Задание по спецкурсу было: составить вопросы по экономике 90-х, разбив их по уровням сложности. Мальчик Женя, 10 класс, сдает листик:
1. Что такое «залоговый аукцион»?
2. Опишите принцип проведения залогового аукциона.
3. Залоговые аукционы - выражение государственных интересов или частных? Приведите аргументы.
- А сам как думаешь?
- Это как посмотреть! С одной стороны...
С проблемными вопросами отчасти связана и специфика проведения контрольных по гуманитарным предметам. Проект как замена итоговой работы. Пишем сценарий и снимаем фильм, выступаем перед другими классами. Отвечаем на «что, где и когда» в творческой форме, повторяем и закрепляем материал. А на сложные, творческие темы можно написать эссе. Порассуждать «а что было бы, если...», например.
Критичность мышления - «цель», как сказали бы методисты. Но главное здесь - процесс. Обсуждения и споры, рассуждения и предположения, необычные идеи и интерпретации классического.
- Но почему такую мощную империю все-таки разбили? У греков было больше воинов?
- Не только! Смотри...

Анастасия Михайловна, учитель истории

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.