Кто такой революционер?

Настольная книга русских, да не только русских, революционеров второй половины 19 - начала 20 века - "Катехизис революционера" Сергея Нечаева. На уроках истории почитали, обсудили... Ну а тут несколько заметок на полях тетрадки по истории


"Катехизис революционера". Моё личное мнение о сём направлении и выводы.
Первое, на что стоит обратить внимание – это категоричность. Радикальные меры и абсолютная уверенность в правильности действий, описанных в самом начале документа, мягко говоря, удивляет. Ведь речи о каком-то плане и обдумывании действий не идёт.
Второй момент – деление людей на группы. Некоторые из категорий просто бесполезны. Например, пятая группа, члены которой просто используются как "живой щит", которых цитирую "надо беспрестанно толкать и тянуть вперёд". То есть затрат больше, чем выгоды. Ещё хотелось бы обратить внимание на шестую группу – группу женщин. И такие же бесполезные первые два разряда. Итак, вывод: радикальных действий и мотивирующих лозунгов достаточно для начала революции. Тем людям просто некуда было идти, и они решились на отчаянный шаг, и из этого вытекает революция, следовательно, много смертей, голод, разруха… Но революционеры верили, что это всё лишь на благо обществу.
Катя Пономарёва 8А

Катехизис революционера. Автор Нечаев Сергей Геннадьевич. Написан и отпечатан в 1869 году в Женеве.
В этом "произведении" довольно откровенно описана сущность революционера, в дальнейшем прикрытая возвышенными и чистыми идеями. Весь катехизис проникнут демоническим взглядом на мир и дышит злобой, поэтому сложно выбрать из него то, с чем я согласна. Ненависть ко всем людям, мистификация, ложь.
Теперь по порядку:
1) Отношение революционера к самому себе.
Последние 10 лет жизни Нечаев провёл в одиночном заключении в Петропавловской крепости и на деле доказал, что он следует своему катехизису: "Он должен приучить себя выдерживать пытки". Нельзя в этом исключить отвагу и фактическую преданность делу.
2) Отношение революционера к товарищам по революции.
Нечаев организовал и был участником убийства Иванова И. И. (соратник), который был умным и честным, но однажды выступил против методов Нечаева, заставляющего членов революционного общества шпионить друг за другом. "О солидарности ... в ней вся сила революционного дела". "Цель оправдывает средства". Трудно согласиться.
3) Отношение революционера к обществу.
Живет в мире "Только с целью его скорейшего разрушения". Что-то совсем не хочется жить в мире с такой целью.
4) Отношение товарищества к народу.
"У товарищества нет другой цели, кроме полнейшего освобождения и счастья народа". "Товарищество.... будет способствовать развитию и разобщению тех бед и тех зол, которые должны вывести ... народ из терпения и побудить к ... восстанию". И мы видим, как это отношение к народу проросло в дальнейшем. Революционный катехизис - программа действий террористов. Нечаев основал тайное общество "Народная расправа" и призывал убивать всех, противодействующих революции. Революционер Каракозов из тайного общества "Ад" совершает покушение на Александра II, царя освободившего крестьян от крепостного права. Единомышленник Нечаева Бакунин - один из основателей первого Интернационала, в своей программе революции писал: " В этой революции нам придётся разбудить дьявола, чтобы возбудить самые низкие страсти.
В заключении хочу привести слова Ф.М. Достоевского "И эта-та дрянь волнует несчастный люд работников?"
Ольга Бахарева

Я в край не согласна с "революционными правилами". 
Человек индивидуален по своей природе, все мы уникальны. Человек не может жить без своих интересов, дел, чувств. Человеку свойственно привязываться, любить и, тем более, иметь своё Имя! Но кодекс революционера отрицает все это, делая из человека — машину, без чувств, эмоций, имени и собственности. Революционеры должны знать только одну науку - науку разрушения. Опять же, если ты умеешь только разрушать, то далеко ты не уйдёшь, ведь если все разрушать, то в итоге ничего не останется, но построить ты ничего не сможешь (так как не умеешь) и будешь жить в вечном хаосе. 
В кодексе рев. сказано "он (революционер) презирает общественное мнение". 
Я соглашусь с тем, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но для этого у нас есть рот, чтобы сказать и выдвинуть свою позицию, но не обязательно достигать своих целей, путём всесокрушающей народной революции.  
Я высказала своё мнение. Теперь подведём итоги: я не согласна, с тем, что из людей, последовавших кодексу, делают одинаковые машины. Я не согласна с навязчивой идеей терроризма, которую вбивали в головы иным, на тот момент, людям. Ведь потом это приведёт к терроризму. То есть, последователи этого течения, в будущем станут террористами.
Полина Песковская 8А

Я не могу согласиться с тем, что революционеры предстают как нелюди, которые хотят только разрушения. Революционеры современности не хотят разрушения, они хотят значительных изменений. Революционеры и правда ненавидят общественное мнение.
Я не считаю их людьми обречёнными. Они всё ещё люди, просто с другими взглядами. Другом революционера скорее всего может быть только революционер.
В 13 параграфе говорится, что революционер должен ненавидеть современный мир и хотеть его уничтожить, с чем я согласен. Я не согласен с тем, что в процессе революции люди должны быть разделены на категории, а некоторые даже убиты. Это чрезмерная жестокость. Я также не согласен с концепцией "списков". Давать людям "временную жизнь" это очень нечеловечно.
В 21 параграфе говорится, что некоторых женщин приравняют к "пустым бессмысленным и бездушным", которыми можно пользоваться. Это крайне жестоко.
Сплотить этот мир в одну непобедимую всесокрушающую силу – это стандартное мировоззрение революционера того времени, против которого я ничего не имею
Даня Олейников 8А

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.