Учебник истории. Новые имена - новые авторы.

  

Фрося Гарина

Глава 10.

«Реформы Петра Первого - прогресс или гибель русской цивилизации?»

 

Я считаю, что правление Петра 1 - это абсолютно точно прогресс, процветание. Начнём с того, что в 1703 году он основал один из самых знаменитых и культурно развитых городов - Санкт-Петербург, который по началу и являлся столицей России. 

Несмотря на то, что у Петра было далеко не счастливое детство, он стал первым императором и сильно приблизился к европейским меркам. Он отправлял дворян заграницу, ввёл европейское образование, открыл первый университет. 

 

Также Петр 1 создал коллегии, тем самым заменив приказы, не имевшие четких обязанностей. Всего этих коллегий было 12, но я укажу самые главные. Коллегии: иностранных дел, военная, морская, для торговых дел, юстиции. Раньше Россия не имела выходов к морю, за исключением Белого. Но при Петре все изменилось и никак нельзя сказать, что в худшую сторону. Также он построил мощный военный флот, собрал регулярную армию, сам написал воинский устав. Для снабжения армии и флота оружием и прочего, требовалось мощное промышленное производство, поэтому Петр поставил заводы и фабрики, которых под конец его правления насчитывалось около двухсот. 

 

Петр издал указ о единонаследии. Суть его заключается в том, что император сам должен выбирать своего наследника ещё при жизни. Правда сам Петр этим законом так и не воспользовался. Павел 1 отменил этот указ. 

 

Благодаря Петру 1, Россия стала культурной страной. По мимо школ и университетов, он создал библиотеки, театры, книгопечатание и живопись. Кто знает, что было бы сейчас в нашей стране, если бы тогда Петр не нахлынул на нас со своими множественными реформами. 

 

 

 

Даша Ромасева.

Глава 11.

«Екатерина Вторая – просветитель или абсолютный монарх?»

 

Екатерину Вторую, безусловно, можно назвать просветителем, и вот почему. Императрица считала себя последовательницей французских мыслителей, много переписывалась с Д. Дидро, Э. Вольтером и их единомышленниками, обсуждая государственные вопросы. Труд Ш. Монтескье «О духе законов», в котором описывались преимущества конституционной монархии с четким разделением законодательной, исполнительной и судебных властей, стал для Екатерины Второй, по ее собственному комментарию, «молитвенником». Императрица видела себя в качестве посредника между Западной Европой, чей прогресс и высокое развитие культуры резко контрастировали с российской действительностью. Императрица поставила перед собой задачу продолжения начатой еще при Петре Первом европеизации  государства, изменения взглядов в пользу распространения знания, развития образования, науки. 

«Наказ» Екатерины Второй представляет собой теоретическое обоснование политики просвещенного абсолютизма, в котором идет речь о монархической власти, наказаниях, народном хозяйстве, воспитании, наследственном праве, суде и расправе. По мнению императрицы, власть может быть исключительно самодержавной, чтобы обеспечить благо и процветание подданных. Соблюдение законов, обладание каждым дарованными ему правами есть путь к порядку и развитию.

Императрица интересовалась уголовным правом, по ее мнению вину человека может признать лишь суд. Следовательно, в российской судебной практике стало развиваться такое явление, как презумпция невиновности. Пытки и смертная казнь подвергались осуждению и порицанию. Дворянство, несмотря на несовпадение некоторых взглядов, в ходе собрания «Уложенной комиссии»признало просвещенную политику императрицы, присвоив ей титул «Великой, премудрой матери Отечества». 

Екатерина II уделяла повышенное внимание развитию системы образования. Благодаря ее приказам в губерниях и уездах империи были учреждены воспитательные дома, кадетские корпуса и институты. В ходе ее правления была сделана попытка создания системы общего начального образования, при которой образование становилось обязательным для представителей всех сословий, кроме крепостных крестьян.  

Совместно с президентом Академии художеств И.И. Бецким императрица начала организацию закрытых сословных учебных заведений, вслед за Ж.Ж. Руссо считая, что воспитание более приоритетно, чем образование. Кроме того, Екатерина Вторая разделяла точку зрения французского философа и в том, что именно государство должно готовить преданных и образованных граждан, а никак не семья. 

В соответствии с данными взглядами Екатерина II и И.И. Бецкой решили создать «новую породу людей». С этой целью в Москве и Петербурге были открыты Воспитательные дома, преобразованы Кадетские корпуса. Императрица выступила также  инициатором приобщения женщин к просвещению. В 1764 году при Воскресенском Смольном женском монастыре по её инициативе было основано Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт). В программу обучения включались два языка, литература, математика и даже физика. В Смольный институт принимали девочек 6-9 лет, которые навещали свои семьи раз в год. Целью такого воспитания было формирование нового поколения дворянок, которые могли бы повлиять на последующее образование дворянских детей. Благодаря данной инициативе Екатерины Второй была заложена традиция женского образования.  

Императрица всячески поддерживала развитие отечественной науки, которая являлась инструментом экономического развития страны, ее обороноспособности. Кроме того, Екатерина Вторая выступала за организацию научных исследований. Например, в 1768 г. она согласилась стать участницей эксперимента по прививанию от оспы. В Академию наук вошла плеяда отечественных ученых-академиков, среди них племянник М.В. Ломоносова математик М.Е. Головин, географ и этнограф И.И. Лепехин, астроном С.Я. Румовский и другие. Однако Екатерина Вторая выступала против ученых-самоучек, проводя жесткую политику регламентации знания. 

По указу Екатерины Второй осуществлялась покупка редких книг, живописных и скульптурных произведений. Екатериной Второй был основан Эрмитаж – богатейшее собрание художественных коллекций при дворце – который со временем стал жемчужиной не только Санкт-Петербурга, но и всего государства. 

Итак, в результате проведенного обзора можно сделать вывод о том, что императрица Екатерина Вторая, безусловно, являлась просветителем, чьи интересы распространялись на науку, искусство, образование. В области государственного управления Екатерина Вторая была сторонницей самодержавия, способного создать условия для достижения всеобщего благосостояния и процветания. Благодаря Екатерине Второй была не только продолжена заложенная Петром Первым практика европеизации страны, но и началось массовое создание и распространение знания, что не могло положительно не сказаться на развитии государства. 

 

Алена Середенко.

Глава 12.

«Александр Первый – либерал, или обманщик»

 

У Александра Первого стояла та же задача, что и у его предшественников - решить вопрос о крепостном праве. Император думал над этой темой, создал негласный комитет, обсуждал это с товарищами. Стояла проблема с реакцией богатого сословия на резкую отмену крепостного права. Александр беспокоился по этому поводу. Боялся, что его может постигнуть судьба отца, поэтому отказывался от резких перемен, За всю свою жизнь добился равенства виновных пере судьёй. Помещики, в свою очередь, боялись действий императора, потому что понимали, если состоится отмена крепостного права, им придётся напомнить своим булочкам, вечно лежащим на печи, что есть такое понятие, как "труд". Кстати, есть ещё одно подтверждение тому, что Александр Первый не мог быть обманщиком. Рано или поздно, когда у крестьян кончится терпение, устроят бунт и свергнут царя. Этим царём мог быть не только сам нынешний правитель, но и его будущее поколение. Поэтому для императора лучшим выходом был смягчение законов у крепостных, чтобы и они были более менее довольны, и помещики, чьи булочки дрожат от страха, когда слышат слово "труд".
   После войны 1812-го года характер у Александра Первого переменился. Он не раз говорил о желании бросить трон и ускакать в далёкие края Сибири жить отшельнической жизнью. Ближе к концу его жизни он заболел. За его состоянием следили доктор, жена и близкие больного товарищи. Во время обеда он долго говорил о чём-то со своей женой. В последний день жизни мужа при нём была только она. Остальные увидели мёртвого после смерти.
   В тексте Сахарова про Александра Первого упоминается отшельник, путешествующей по всей Матушке России. Как утверждают современники того времени, был внешне похож на покойного императора. Однажды Фёдора Кузьмича (так звали отшельника) спалили на том, как он марширует. Также, после его смерти, его тело было обнаружено в гробу Александра Первого.
   Во всей этой истории с Кузьмичом и царём я считаю, что это один и тот же человек. Даже даты рождения совпадают, Вам не кажется это подозрительным? Тут мы видим,как обманом император смог исполнить желание удалиться в дальние земли.
   Такой характер был у царя - либеральный и обманчивый.
 

 

Марьяна Козлова .

Глава 13.

 

«Эпоха Николая Первого – черная, или белая полоса?»

 

Как и период правления любого другого монарха, эпоха Николая I содержит  в себе и положительные, и отрицательные стороны. 

Николай реализовал много неудавшихся и оставленных в тени реформ своего брата Александра, к которым относятся сотрудничество со Сперанским и постепенное ослабление железной хватки крепостного права. Не смотря на то, что первоначальная госпрограмма Михаила Михайловича простиралась дальше кодификации законов, их систематизация и установление иерархии - не менее серьезный шаг. Положительно сказались и многочисленные крестьянские реформы Николая, улучшающие уровень жизни крепостных и ограничивая  возможности дворян покупать крестьян - появляется ряд ограничений для тех, у кого в собственности нет земли. 

Более того, благодаря императору в стране активно развиваются инфраструктура и просвещение - строятся шоссейные дороги, между Царским селом и Петербургом прокладывается первая в России железная дорога, для жителей страны становится возможным получить образование, независимо от сословия. 

 

Были в эпохе правления Николая и негативные аспекты. 

Выросший в ужасе перед любой революционной деятельностью, Николай стремится пресечь любой ее зародыш на корню, для чего создаёт специальное отделение Тайной полиции. Моментально запустившийся механизм доносов и политический ссыск создали в государстве обстановку, напоминающую 30-е годы следующего века, обстановку всеобщего контроля и страха. 

Не получивший в детстве должного гуманитарного образования и не познав его ценности с раннего возраста, царь беспощадно урезает его в каждой образовательной программе и делает упор на технические науки и военное дело, в результате чего такие заведения, как Царскосельский лицей закрываются и перерождаются в военные училища. 

 

Подводя итоги, можно сделать вывод, что правление Николая характеризуется и позитивными новшествами, и радикальными уклонами, что говорит о том, что ни однозначно положительным, ни однозначно негативным его правление назвать нельзя. 

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.